
Когда слышишь ?траверса основная страна покупателя?, первое, что приходит в голову многим менеджерам по экспорту — это просто статистика: откуда чаще всего приходят заказы. Но если копнуть глубже в нашем секторе, особенно в производстве и поставках высоковольтных изоляторов, арматуры ЛЭП, тех же самых траверс, всё оказывается не так прямолинейно. Основная страна — это не просто точка на карте с максимальным объёмом выручки. Это вопрос логистических цепочек, специфики национальных стандартов, и, что критично, глубины понимания местных требований к безопасности и монтажу. Ошибка в трактовке этого понятия может привести к тому, что ты будешь годами ?лить воду? на рынок, который вроде бы основной, но по факту не приносит ожидаемой маржи или стабильности.
Вот, к примеру, наш опыт в ООО Баоцзи Хуаюань Энергетическое Оборудование. Лет пять-семь назад по бумагам основной поток заказов шёл из Казахстана. Объёмы были приличные, регулярные. Казалось бы, вот она — основная страна покупателя. Но когда начали считать чистую прибыль, учитывая все логистические накладки, адаптацию под местные ГОСТы (которые, к слову, часто интерпретировались каждым заказчиком по-своему), и постоянные корректировки в конструкциях, картина прояснилась.
Мы делали траверсы для подстанций, стандартные, казалось бы, изделия. Но выяснилось, что ?стандарт? для Алматы и для Астаны (ныне Нур-Султан) мог отличаться по требованиям к антикоррозийному покрытию из-за разной влажности и промышленной загрязнённости воздуха. В спецификациях писали одно, на месте приёмки требовали другое. Приходилось дорабатывать, отправлять повторно, нести расходы. Страна-то основная по количеству контрактов, а головной боли — на три таких рынка.
Именно тогда пришло осознание: определять основную страну покупателя нужно не по количеству отгрузок, а по совокупности факторов: предсказуемость требований, стабильность нормативной базы, зрелость логистических партнёров и, в конечном счёте, рентабельность проекта в долгосрочной перспективе. Казахстан остался важным рынком, но мы перестали считать его безоговорочно ?основным? в стратегическом планировании.
Постепенно, через проб и ошибок, стал вырисовываться другой фокус. Им оказалась Россия. Но не вся, а конкретно сегмент модернизации региональных сетей и строительства объектов промышленной энергетики. Почему? Требования чётче прописаны в ТУ и ГОСТ Р, пусть и объёмные. Да, сертификация — это отдельный квест, но он понятный, путь по нему протоптан. После казахстанского опыта мы, что называется, ?набили руку? на подготовке полного пакета документов под российские нормы.
Наш сайт, https://www.bjhydlgs.ru, мы изначально делали с расчётом на русскоязычных специалистов — проектировщиков и главных инженеров предприятий. Контент, технические описания, каталоги — всё с уклоном на соответствие именно их запросам. Это не было случайностью. Мы видели, что запросы с этого рынка становятся не просто чаще, а качественнее: спрашивают не просто ?траверсу ТМ-12?, а уточняют марку стали, тип оцинковки, параметры контроля сварных швов по ГОСТ 5264. Это говорит о профессиональном рынке.
Здесь и проявилась роль нашей производственной базы в Баоцзи. Наличие своих 16 инженеров-разработчиков позволило не просто делать по чертежам заказчика, а оперативно предлагать инженерные решения. Например, для одного из заказов из Сибири понадобилось усилить конструкцию траверсы с расчётом на повышенную гололёдную нагрузку. Сделали расчёты, предложили вариант с изменением профиля металла, согласовали — и всё в сжатые сроки. В странах, где всё решают только ценой, такой диалог часто невозможен.
Хочу остановиться на одной, казалось бы, мелочи, которая стала для нас индикатором правильного выбора основной страны покупателя. Это — уровень детализации в техническом задании. Когда из России приходит ТЗ на траверсу, там часто прикладывают не только габаритный чертёж, но и схемы узлов крепления, требования к упаковке для морской перевозки с учётом портовой перевалки, спецификацию на краску. Это дисциплинирует.
Раньше, работая с другими направлениями, сталкивались с тем, что после отгрузки приходит претензия: ?а мы думали, болты идут в комплекте?. Хотя по стандарту отрасли болты поставляются отдельно. Теперь мы в самом коммерческом предложении, ссылаясь на опыт, прописываем: ?Траверса изготавливается по ГОСТ , поставка включает… не включает… Рекомендуемый крепёж — …?. Это снимает 90% недопониманий.
Ещё один практический момент — логистика. Под Россию мы отстроили цепочку через Владивосток и далее железной дорогой. Рассчитали сроки, нашли проверенного экспедитора. Это дало возможность давать клиенту реалистичные сроки поставки ?от ворот завода?, а не красивые, но недостижимые цифры. На https://www.bjhydlgs.ru мы даже вынесли раздел с примерными сроками для разных регионов РФ. Честность в таких вещах ценится выше, чем громкие обещания.
Конечно, мы не только траверсы делаем. Но именно по ним хорошо видна динамика. Когда основная страна покупателя начинает стабильно ?тянуть? за собой заказы на сопутствующую продукцию — изоляторы, линейную арматуру, — это верный знак. Значит, тебя воспринимают не как разового поставщика железа, а как комплексного партнёра по энергооборудованию.
Так и произошло. Сначала поставили партию траверс для реконструкции подстанции. Потом от того же генподрядчика поступил запрос на изоляторы опорные. Потом — на металлоконструкции для ОРУ. Возникла синергия. Наш статус современного высокотехнологичного предприятия с сильной технической базой, о котором говорится в описании компании, перестал быть просто словами для ?шапки? сайта. Его подтверждали конкретные проекты.
Именно для такого диалога важны те самые 10 старших техников и инженеров-разработчиков. Клиент звонит, обсуждает не цену, а возможность изготовить нестандартный узел под уже существующие фундаменты. И мы можем это обсудить на техническом уровне, потому что у нас на заводе в том же Баоцзи сидят люди, которые понимают и в расчётах на прочность, и в нюансах сварки высокопрочных сталей. Это и есть та самая ?высокая отправная точка?, которая заявлена в принципах работы ООО Баоцзи Хуаюань.
Без ложки дёгтя не обошлось. Был у нас этап, когда, окрылённые успехами на российском направлении, решили ?зайти? с теми же траверсами на рынок одной из стран Восточной Европы. Страна из ЕС, казалось бы, логично. Но не учли главного — там уже давно сформировался пул своих, в основном местных или европейских, поставщиков с сертификатами CE, встроившихся в длинные цепочки подрядчиков крупных энергокомпаний.
Наши конкурентные преимущества — оперативность и гибкость под нестандартные задачи — там оказались не так востребованы. Там нужна была в первую очередь ?коробка? с правильными сертификатами и история на рынке ЕС. Мы потратили время и ресурсы на подготовку предложений, перевод документов, поиск агента. А в итоге — пара мелких пробных заказов и понимание, что это не наш путь на данном этапе.
Этот опыт окончательно расставил точки над i. Траверса основная страна покупателя — это не про географию самой большой продажи. Это про страну, чьи требования твой завод может закрыть наиболее эффективно, с наименьшими транзакционными издержками, и где твоё предложение — не просто товар, а именно решение. Для нас сейчас это, безусловно, Россия и страны СНГ с аналогичными техническими регламентами. И стратегия строится именно вокруг этого понимания: углубляться, оттачивать экспертизу, а не распыляться на якобы ?престижные?, но чужие рынки. В этом, пожалуй, и есть главный профессиональный вывод за эти годы.